Все новое приходит к нам с Запада, мы к этому привыкли, даже если это новое пришло к нам из Японии - а слово «Спутник» стало последним в ряду русских слов ставшим непереводимым мировым термином – с этим мы смирились!
И вот новое слово: вендинг!
Супермаркеты, гипермаркеты, молы – преимущество этих инновационных технологий торговли мы осознали, а подсчитав - приняли, сделав это своей повседневностью. Слишком очевидны и неоспоримы преимущества: сокращение затрат, контроль над формированием цены, широчайший ассортимент, повышение качества товаров и снижение их стоимости.
Объединение торгового и технического HI-Tech направлений, упакованных в современный дизайн – вот что такое вендинг. Техническая революция и социальный прогресс общества превратили знакомый нам «железный киоск», торгующий газировкой за 3 копейки, в автомат торгующий чем угодно и дающий сдачу даже без удара по нему рабоче-крестьянским кулаком.
Скудные статьи в СМИ и отрывочные публикации в Интернете не могли возместить пробел Ваших знаний о вендинге. Но теперь у Вас появилась дополнительная возможность расширить свои представления о нем. В издательстве «Альпина Бизнес Букс» вышла книга Александра Баранника «Торговые автоматы», в которой автор попытался, на наш взгляд успешно, донести до своих читателей достаточно полное представление о вендинговом бизнесе.
Но пока Вы не обрели опыт в достаточном объеме и не прочли книгу А. Баранника,
Рекомендуем Вам внимательно ознакомиться с материалами на сайтах наших двух родственных компаний: ООО «ВендЛэнд» и ООО «ВендАйлэнд».
Деятельность этих двух родственных компаний имеет своей целью создать некоторую ТЕРРИТОРИЮ ВЕНДИНГА, на которой наши специалисты стремятся создать все необходимые условия для успешного развития вендингового бизнеса для каждого пожелавшего стать «гражданином» этой территории, являющейся неотделимой частью всемирного рынка вендингового бизнеса.
О необъятных размерах этого сектора всемирного рынка свидетельствуют цифры. Суммарный объем продаж в США, Европе и Японии вместе взятых за 2002 год составил более 130 млрд. дол. Количество торговых автоматов в этих субъектах более 22 млн. штук. Количество таких автоматов в России установить точно сложно. По разрозненным сведениям можно предположить, что было ввезено от 8 до 10 тыс. автоматов, в основном торгующих горячими напитками, среди них значительная часть автоматов компании «Nestle», которые являются в большей степени рекламными мобайлами этого мирового кофейного монополиста.
Сегодня вендинговый бизнес – это торговля платежными картами, горячими и холодными напитками, видео и аудио продукция, снэки, быстрое питание, аптекарские товары, продукты питания, зарядка мобильных телефонов и прочее, прочее, прочее…
Мировой вендинговый рынок представляет собой совокупность компаний занятых в основном: производством вендинговых машин, производством ингредиентов и специализированных товаров, операторских компаний. Безусловно, на рынке присутствуют компании, совмещающие несколько функций или занимающих позиций посредников, то есть дилеров или дистрибьюторов, и мелкооптовые поставщики.
Компания «ВендАйлэнд» позиционирует себя как компанию - оператор, имеющая в своем управлении более 150 автоматов: KIKKO, COLIBRI, SNAKKY
Познакомиться с возможностями и особенностями названных автоматов Вы можете наведя на них курсор и «кликнув» левой кнопкой «мыши». Познакомиться с содержанием операторской работы, с ее особенностями, проблемами и организационно-техническими сторонами, труднее, но наша задача, задача этого сайта, задача, в частности, этого материала – это попробовать Вам в этом помочь.
Операторская деятельность начинается с выбора места установки торгового автомата и это самый сложный момент для компании-оператора. В этой работе важно уметь учесть все, что в последствии повлияет на доходность установленного торгового автомата: тип самого автомата, тип офиса или предприятия, где вы намереваетесь установить оборудование, численность потенциальных покупателей (проходимость места), режим их работы или пребывания в месте установки автомата. С опытом у Вас появятся личные, субъективные критерии, методы оценки, но в начале рекомендуем обратить свое внимание на наличие в непосредственной близости торговых точек, их качество, цены по которым они реализуют аналогичный товар. Особенно это важно при установке автоматов горячих напитков и снэков, в этом случае следует поинтересоваться, как относиться администрация к правилам соблюдения противопожарной дисциплины и, если строго, преследуя электрочайники и кипятильники – успех Вам обеспечен!
Помимо определения места расположения автомата компании-оператору следует определиться с поставщиком товаров и ингредиентов, решив для себя задачу оптимизации условий поставки, цен, расстояния и ассортимента.
Безусловным требованием к оператору является изучение технического устройства автоматов, его платежных систем, условий их эксплуатации, настроек и регулировок. Правильность регулировок и настроек серьезным образом влияет не только на работоспособность вендигового автомата, но и на качество напитков, если речь идет о автомате горячих напитков, а следовательно и на количестве продаж. А продажи – это доход, это прибыль, ради которой Вы стали гражданином ТЕРРИТОРИИ ВЕНДИНГА.
Компания-оператор должна строго относиться к используемым ингредиентам, применяя только специальные, предназначенные для торговых автоматов (вендингмашин), так как использование прочих приводит к остановке аппарата или даже к поломке, с последующей заменой, отдельных узлов или механизмов.
Организация самого процесса обслуживания автоматов принципиально зависит от количества имеющихся в компании. В основном компании-операторы можно разделить на три категории:
- мини компании, имеющие в своем пользовании до 30-40 автоматов;
- средние компании, управляющие несколькими десятками или сотнями автоматов;
- крупные компании, управляющие тысячами аппаратов.
Мини компании – это, как правило, семейные, деятельность которых обеспечивается 2-4 работниками, без использования наемного труда. Успешная работа такой компании основана на определенных отношениях, в основе которых доверие, взаимовыручка и единство целей. Такой компании, чаще всего удается с большой точностью определить высокоэффективные места расположения автоматов, минимизировав при этом затраты на их обслуживание и содержание. Результатом является высокий уровень рентабельности таких компаний
Второй уровень возникает при появлении на рынке вендинга игрока, решившего инвестировать в этот бизнес значительные средства. В этом случае при увеличении количества автоматов до 100 и более возникает необходимость создания структурированной компании, в составе которой, помимо обязательной бухгалтерии, есть группа менеджеров, занятых расстановкой автоматов и приобретением ингредиентов, инженерная группа, склад, группа операторов, а в последствии и транспортная группа. Характерным для такой компании является: во-первых, удельное повышение затрат на каждый рубль дохода, во-вторых, значительно менее «точное» определение мест установки торговых автоматов. И то и другое в результате приводит к менее эффективному, чем в первом случае, использованию инвестированных средств, но позволяет в небольшой срок освоить значительные финансовые ресурсы, укрепляясь на стремительно развивающемся вендинговом рынке. Помимо прямого экономического успеха такую компанию или ее стратегического инвестора может интересовать задача продвижения на рынок собственного продукта или брэнда.
Третий тип компаний, копаний владеющих несколькими тысячами торговых автоматов, для России факт не состоявшейся, в связи с чем нам трудно описать особенности, цели и результаты их деятельности. Остается только сообщить, что в мире существуют компании, владеющие и управляющие десятками тысяч автоматов (компания Selecta имеет сто тысяч точек продаж), понять и освоить опыт которых нам предстоит не скоро. Однако мы желаем любому из Вас, читающих этот материал, создать и возглавить новую Российскую компанию такого типа, что будет означать, что и мы правильно выбрали свой путь в бизнесе и не зря потратили свои силы, привлекая на создаваемую нами ТЕРРИТОРИЮ БИЗНЕСА – Вас, наших потенциальных клиентов и будущих коллег!