Как выжить в условиях кризиса?
Твердое ломается, гибкое гнется – гласит древняя пословица, и ее смысл полностью применим к теме нашей сегодняшней статьи. Для того чтобы выжить в условиях кризиса, компания должна немедленно адаптироваться к его реалиям.
Начать следует с описания новых условий, в которых вынуждена теперь действовать ваша компания. Затем следует составить план развития, причем, не только краткосрочный и среднесрочный, но и долгосрочный. Для чего?
Практика показывает, что намеченные в краткосрочном плане меры по оптимизации расходов имеют очень непродолжительный эффект. Сокращение заработной платы персонала, снижение арендных выплат, отказ от инвестиционных программ, смена поставщиков продукции для кофейных и снековых автоматов – это меры которые носят разовый, тактический характер, и если кризис затянется на годы (а это, скорее всего, будет так) ощутимость этих действий окажется для компании ничтожной. А если ситуация вдруг ухудшится?
Когда мы говорим о среднесрочном и, тем более, о долгосрочном планировании мы берем во внимание больший промежуток времени (от полугода до нескольких лет) и действительно стратегические решения. К такого рода решениям относятся меры, повышающие конкурентоспособность компании в максимально обозримой перспективе, ее живучесть – передача непрофильных направлений бизнеса в аутсорсинг, перераспределение функциональных обязанностей между подразделениями компании, изменение логистики внутри сети, использование альтернативных источников прибыли (реклама на Т/А, бренд-мерчендайзинг и ретро-бонус), внедрение усовершенствованной управленческой программы и программы контроля бизнес-процессов и т.д. Т.е. это мероприятия не по сокращению затрат, а по их оптимизации и оптимизации бизнеса в целом.
Сегодня мы наблюдаем, что большинство компаний, и не только в вендинге, пошли путем краткосрочного планирования и совершенно игнорируют затяжной характер текущего кризиса. Справедливо утверждать, что тактические меры позволяют компаниям значительно улучшить свое финансовое состояние, однако на следующем витке кризисных процессов баланс доходов и расходов может оказаться вновь отрицательным.
Мы проанализировали опубликованные различными источниками опросы топ-менеджеров ведущих российских компаний и определили, какие антикризисные меры они планируют предпринять в прогнозируемом будущем.
Общим для всех компаний стало стремление к сокращению всевозможных затрат. Существенной оптимизации подверглись расходы по административно-управленческим статьям, расходы на персонал (в большинстве случаев предприятия обошлись без сокращения), Пересмотрены или полностью заморожены инвестиционные программы, предприняты шаги для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.
Антикризисные меры
|
Доля компаний из общего числа, учувствовавших в опросах, планирующие предпринять или предпринявшие эти меры
|
Сокращение расходов по административно-управленческим статьям
|
65%
|
Сокращение затрат на персонал более чем на 30% (без сокращения численности сотрудников)
|
20%
|
Сокращение инвестиций в производство более чем на 30%
|
50%
|
Повышение оборачиваемости дебиторской задолженности
|
30%
|
Оптимизация расходов на продвижение продукции и сбыта
|
75%
|
Оптимизация затрат на ремонт, закупки, запасы, склады и транспорт
|
30%
|
Анализ данных показал, что поставленный план по оптимизации затрат был выполнен полностью или с отклонением до 25% только 20% компаний. Наибольшее число предприятий (около 40%) выполнило этот план в среднем на 6о%. Не выполнили план более чем на 50% - 20% опрошенных компаний и 20% компаний вообще затруднились с оценкой данных показателей.
В заключение статьи, очень тезисно, покажем пример проведенной оптимизации затрат на реально действующем предприятии, работающем в металлургической отрасли.
Задача состояла в разработке плана оптимизации затрат, но так, чтобы это не потребовало никаких дополнительных инвестиций, не привело к снижению численности работников предприятия и изменению схемы налогообложения.
Чтобы решить эту задачу на предприятии была создана комиссия из работников предприятия, представителей консалтинговой и управляющей компаний. Совместно комиссия выработала принципиальную программу, нацеленную не на урезание затратных статей, а, прежде всего, на повышение эффективности производственных процессов.
После внедрения разработанных механизмов в такие производственные процессы как: логистика, производство, сбыт (продвижение, склады, транспорт, сети дистрибуции) эффект полностью оправдал все расчеты. Причем 90% достигалось не за счет урезания бюджетов по каким-то статьям затрат, а за счет повышения эффективности бизнеса. Т.е. задача была решена полностью. Всего предприятию потребовалось для этого 6 месяцев.
Финансовый аналитик группы "VendLand" Виталий Быков специально для "Вендинг в России"
Понравилось:
1;
Loading ...
всего посмотрели:460