Законопроект, обязывающий банки применять контрольно-кассовую технику (ККТ) при расчетах через банкоматы, внесен в Государственную думу во вторник, 16 марта. Как сообщает РБК, изменения, которые предлагает внести в закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" глава комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник, позволят на законодательном уровне устанавливать контроль над исполнением банками обязанности по оснащению своих терминалов ККТ.
По мнению автора законопроекта, «сложившаяся практика реализации Банком России требований закона позволяет кредитным организациям не применять ККТ и не опасаться применения к ним налоговыми органами или Банком России каких-либо санкций. Это приводит к массовым правонарушениям, совершаемым кредитными организациями». Речь идет о том, что банки и владельцы платежных терминалов, по мнению законодателей, используют незаконные схемы, позволяющие уйти от контроля оборота наличных. Вот как объясняет это в своем комментарии "Финам FM" зампредседателя думского Комитета по финансовому рынку Лиана Пепеляева: « В этом году начал работать закон о платежных терминалах. Он обязывает использовать в платежных терминалах контрольно-кассовую технику. Некоторые банки стали предлагать владельцам терминалов незаконные схемы для того, чтобы не устанавливать в платежных терминалах ККТ и избежать контроля за обращением наличных средств. Чтобы этого не допустить, председатель комитета по финансовому рынку Владислав Резник внес в Госдуму проект федерального закона, в котором предлагает распространить на банки общее правило об обязательном применении контрольно-кассовой техники. Возможны два варианта развития событий: либо эти вопросы будут урегулированы в законе, либо ЦБ примет соответствующий документ и своими правилами специфику применения контрольно-кассовой техники в банках установит».
Банкиры немедленно отреагировали на законодательную инициативу главы думского комитета. По мнению экспертов, это нововведение нанесет серьезный удар по рынку: в случае, если закон примут, то в скором времени число банкоматов в России может заметно уменьшиться, а комиссия за осуществление операций по ним вырастет.
Вот какие комментарии дали «Газете» представители банковского сообщества.
"Внесенный законопроект я расцениваю как вредный", — говорит глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. По его словам, принятие закона создаст для банков дополнительную ненужную нагрузку. "Логичнее было бы принять закон о том, что банки не должны использовать ККТ, поскольку все их операции и так отражаются на их балансах", — уверен Аксаков.
С ним солидарен и глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. "Этот законопроект — ненужная, лишняя инициатива, поскольку банки и без этого контролируются налоговыми органами в полном объеме, — сообщил он "Газете". — К тому же все банкоматы выдают гражданам документ, подтверждающий совершение операции".
"Строго говоря, то, что выдают банкоматы, чеком не является, — пояснил член комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев. — Однако это документ, который учитывается в отчетности банков и позволяет налоговым органам контролировать операции. Если внесенный Владиславом Резником законопроект будет принят, то банкам придется установить ККТ, и контрольно-кассовые аппараты в этом случае будут только дублировать информацию". Зато на банки ляжет лишняя нагрузка — затраты на ККТ и на ведение дополнительной отчетности. Но банки не захотят нести эту нагрузку самостоятельно, а потому по традиции переложат ее на клиентов. По мнению Павла Мельникова, попросту может сократиться число банкоматов, а банковские комиссии могут вырасти.
"Внедрение ККТ в банковские терминалы будет означать только одно — потребителям банковских услуг пользоваться банкоматами станет дороже, — считает вице-президент аудиторской компании ФБК Алексей Терехов. — На банки в настоящее время и так навешано множество обязательных к исполнению требований и рекомендаций, которые только отягощают бизнес".
Впрочем, по мнению эксперта, в законопроекте есть и рациональное зерно. "Комиссии, которые банки берут за осуществление операции через банкомат, не сразу отражаются в отчетности, — объясняет он. — Только с этой точки зрения налоговикам внедрение ККТ в банкоматы может создать дополнительные удобства". Но, по мнению Терехова, совсем не обязательно для этого обязывать банки использовать кассовую технику. "Достаточно просто принять закон, по которому банки обязаны были бы отражать полный размер комиссии за операцию на экране банкоматов", — считает эксперт.
Напомним, что с начала 2010 года вступил в силу закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Согласно требованиям закона, все небанковские платежные терминалы на территории России должны быть оснащены контрольно-кассовым оборудованием и выдавать кассовые чеки. Правда, первоначально предполагалось, что ККТ будет установлена на терминалы к 1 января текущего года. Однако депутаты посчитали, что платежные агенты не успеют это сделать, и дали трехмесячную отсрочку – до 1 апреля.
По поводу установки ККТ на терминалы уже сломано немало копий. Банкиры предрекали, что небанковские платежные терминалы будет тяжело контролировать, "платежники" упрекали банки в том, что они лоббируют свои интересы и не хотят открыть рынок для свободной конкуренции. Однако главная проблема в другом. Как пишет «Российская Бизнес-газета», велика вероятность того, что большинство платежных терминалов в России прекратят свою работу. Ведь поставить ККТ - это только полдела, необходимо пройти регистрацию в налоговой инспекции. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) за февраль 2010 года на российском рынке сейчас только 40% из существующих терминалов уже оснащены ККТ, но лишь 1% поставлены на учет в налоговых органах. Между тем до «часа икс» - 1 апреля – осталось меньше двух недель.
В своем информационном письме от 16 февраля ФНС прогнозировала резкий рост обращений по вопросу регистрации ККТ в составе платежных терминалов в последние недели срока, отведенного для регистрации и «во избежание очередей и связанных с ними неудобств» рекомендовала платежным агентам «не откладывать регистрацию ККТ на конец установленного федеральным законом срока». При этом в том же письме налоговики честно предупредили: работа терминалов, не соответствующих требованиям закона, будет запрещена с 1 апреля, и с этой же даты ФНС России планирует проведение проверок соблюдения платежными агентами положений Федерального закона.
По информации «Российской Бизнес-газеты» издания, эксперты боятся прогнозировать масштабы "бедствия", но по факту, уверено издание, после 1 апреля население недосчитается десятка тысяч терминалов. Кроме того, в терминалах "владельцев-счастливчиков", успевших провести фискализацию, может подняться комиссия, так как им придется возмещать свои затраты. При этом рынок моментальных платежей давно приобрел статус социально значимого. По данным НАУЭТ, две трети населения России хотя бы раз в неделю совершают оплату своих повседневных услуг через платежные терминалы, пользователями терминалов являются 90% российских домохозяйств.
Общее число платежей, принятых через пункты моментальной оплаты, в 2009 году выросло на 9% и составило 5,9 млрд, а это более 16 млн транзакций в день.
"1 апреля станет еще одной реперной точкой для рынка моментальных платежей, учитывая долгое состояние неопределенности, царившее на рынке из-за несогласованности действий ведомств, - приводит Российская Бизнес-газета» слова Бориса Кима, председателя комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ. - Мы ожидаем очереди в центры технического обслуживания (ЦТО) и налоговых инспекциях в течение всего марта, но учитывая, что на рынке моментальных платежей задействовано около сотни тысяч компаний, к 1 апреля только незначительная часть владельцев платежных терминалов сможет соответствовать букве закона. С 1 апреля многие владельцы терминалов будут вынуждены приостановить свою деятельность, а соответственно, будут платить за аренду помещений, не получая дохода за свою деятельность, а это далеко не все смогут себе позволить. К слову сказать, более 50% владельцев терминалов являются индивидуальными предпринимателями".
Правда, для «платежников» в законе все же оставлена «лазейка»: до 1 января 2014 года разрешено использование не соответствующей закону о платежных агентах ККТ, если она была включена в соответствующий государственный реестр до вступления закона в силу. Такую технику все равно необходимо зарегистрировать в налоговых органах, правда, крайний срок регистрации не так близок - до 1 января 2011 года.
[...] Бизнес-газета» опубликовала статью Лианы Пепеляевой, заместителя председателя Комитета Государственной [...]
[...] кран перекроют, они тут же три новых придумывают. На банкоматы ККТ ставить, ну глупее идею не придумать. Хотя я не прав. У [...]
[...] не во все регионы. При этом, по информации издания, представители ФНС уверяют, что за регистрацией техники обратились [...]
[...] что с 1 апреля налоговики начнут проверять платежные терминалы на соответствие федеральному [...]
[...] законом от 28.11.2009 N 289−ФЗ уточнены требования к применению кассовой техники при осуществлении деятельности по приему платежей [...]
[...] кран перекроют, они тут же три новых придумывают. На банкоматы ККТ ставить, ну глупее идею не придумать. Хотя я не прав. У [...]
[...] недолго. До тех пор, пока недавно в Госдуму не был внесен законопроект, обязывающий и банки оборудовать свои терминалы ККТ. [...]