Минфин считает, что работу платежных терминалов должен контролировать Центробанк РФ. Такое заявление сделал 22 июня на конференции по развитию российской национальной системы пластиковых карт директор департамента финансовой политики министерства финансов России Сергей Барсуков.
Он сообщил, что Минфин подготовил новую редакцию законопроекта «О национальной платежной системе». По его словам, в этот законопроект, согласно новой редакции, включено положение о терминальных платежах. Документ с поправками Минфина должен быть представлен в правительство России к 1 сентября 2010 года, сообщает РБК daily.
Издание пишет, что ранее рассматривались два варианта контроля за рынком вендинговых платежных терминалов. Минфин предлагал дать терминальным компаниям возможность работать под любой юридической формой, ЦБ же настаивал на том, чтобы эти компании получали статус небанковской коммерческой организации, но с несколько более мягкими требованиями к ним. С 1 апреля 2010 года были введены федеральный закон №289-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и ряд законодательных актов. Однако в нем была лазейка, которой пользовались «плохие» фирмы, сдавая мелким банкам терминалы в аренду с последующим выкупом, используя их таким образом для обналичивания денежных средств.
Как пишет BFM.ru, сегодня законодательство России организовано так, что любое юридическое лицо может приобрести платежный терминал, поставить его на своей площади (или договориться об аренде участка торгового павильона размером метр на метр), заключить агентский договор с какой-нибудь системой, обрабатывающей денежные платежи, назначать и получать комиссии с этого терминала. Единственным правилом, который сегодня формализует работу платежных терминалов, является вступивший в силу с 1 января 2010 года нормативный акт, обязывающий владельцев платежных терминалов использовать фискальные аппараты и перейти на обслуживание в банки, то есть открыть в банке расчетный счет и сдавать в банк наличные средства. Банк выступает и налоговым агентом владельца терминала — то есть следит за своевременностью и полнотой уплаты налогов.
Изменить положение вещей правительство заставила неразбериха на этом рынке, сообщает BFM.ru. «Кризис 2008-2009 годов был ознаменован тем, что платежи через терминалы вдруг стали для клиентов платными. Это происходило на фоне роста ставок по кредитам, введения платных услуг банков по информированию клиентов о состоянии счета — по SMS, электронной почте или при выписке на бумаге в отделении банка. В тот период некоторые банкиры активно пытались объяснить населению, что раньше комиссию за перевод денег в адрес банка платил сам банк, а в кризис это делать накладно. Некоторые банки отмалчивались, вычитая из поступившего платежа клиента плату системе, и оповещая клиента через месяц — другой, что у него образовалась задолженность. К кому аппелировать в конфликтной ситуации, клиенты не знали — терминалы были неподотчетны никому, и банки, как правило, имели право начислять клиенту штрафы», пишет издание.
Комментируя РБК daily предложение Минфина, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ Борис Ким не видит ответа на вопрос: пока непонятен будущий режим регулирования, что плохого в существующем?
По мнению исполнительного директора «Киберплата» Владимира Кузнецова, более жесткий контроль со стороны ЦБ необходим для того, чтобы исключить возможность легализации денежных средств: «Основная цель, которую ставит государство, — это предоставить возможность широкого спектра платежей через терминалы и очистить их от различных черных схем, очистить рынок от проблемы легализации наличности».
«Неправильно ставится вопрос: почему сначала говорится, кто должен регулировать, а только затем спрашивают как? Возможно, шаблоны, которые будет использовать ЦБ, не подходят для текущей ситуации», — сомневается Борис Ким.
«Если говорить о тех платежных терминалах, что стоят в переходах и супермаркетах, то тут контроль, безусловно, нужен, поскольку совершенно непонятно, кому эти терминалы принадлежат, и кто и по каким принципам устанавливает в них комиссии за платежи, — сообщил BFM.ru начальник управления пластиковых карт РосЕвроБанка Сергей Варганов. — Так что инициатива Минфина вполне справедлива».
«Для клиентов платежных терминалов в части пользования услугами никаких изменений вообще не произойдет», — сказал BFM.ru директор по прямым продажам и маркетингу Банка «Хоум Кредит» Денис Власов. Он объясняет, что закон должен регламентировать систему контроля над количеством принятых терминалом денежных средств и регулирование комиссий. «Система контроля со стороны ЦБ должна обеспечить регистрацию всех платежных терминалов с обязательным электронным информированием регулятора о количестве поступающих в терминал денег, что повлечет увеличение налогооблагаемой базы с терминалов, и, как следствие, рост поступающих в казну налогов», — считает Денис Власов. По его словам, для бизнеса это, безусловно, убытки. Но у клиентов же теперь появляется конкретная инстанция, куда можно обратиться с целью решения возникающих проблем. «Это совершенно необходимо, потому что, как многим известно, дозвониться по указанным на терминалах номерам бывает практически невозможно», — объясняет специалист. Так же он надеется, что новый закон, наконец-то, отрегулирует ставки комиссии, и сделает их более-менее единообразными и адекватными сумме денег, «загруженной» в терминал. То есть чем больше платеж — тем, меньше комиссия. С точки зрения клиента — это безусловный плюс, платить придется меньше.
Эксперты отмечают, что с появлением нового регулятора «платежно-терминальной» сферы клиенты получат возможность решить проблемы, обратившись к «контролеру» и перестанут быть жертвами неоправданно высоких комиссий. В то же время бизнес терминальщиков понесет убытки за счет увеличения налогов. Эксперты не исключают, что наиболее сильные «белые» игроки рынка вытеснят остальных, использующих в своей работе «серые» и «черные» схемы.
[...] по приему платежей физических лиц» вызвали неоднозначную реакцию среди экспертов. Метки: [...]