Группа «MAKS» решила отказаться от дальнейшего развития вендингового направления в своем бизнесе.
Корреспондент нашего портала встретился с одним из руководителей департамента стартап проектов группы MAKS – Максимом Серебряковым и выяснил некоторые подробности о прекращении вендингового бизнеса группой компаний.
Кор.: Почему Ваше руководство вдруг так резко решило отказаться от дальнейшего развития вендинга, как одного из видов вашей деятельности?
М.С.: Во-первых, не сразу и не резко. Решение назревало еще в начале осени на основании экономических показателей, но решили подождать до конца года и уже по итогам года сделать выводы.
Кор.: И что же итоги года?
М.С.: Итоги года оказались не столь красивыми, как того обещали расчеты и планы экономического отдела и маркетологов. Вендинговый проект принес убытки компании, и поэтому дальше данный эксперимент решили не продолжать.
Кор.: А Вы бы могли назвать какие-то объективные или субъективные причины отрицательных результатов?
М.С.: Объективные причины, прежде всего, в том, что вендинг достаточно сложный бизнес в плане логистики. Очень сложен контроль за качеством выполнения работ по обслуживанию торговых автоматов операторами. Одно дело – приехать, проверить магазин в 200 квадратных метров и обеспечить его всем необходимым, а другое дело – проконтролировать 200 торговых автоматов, установленных в разных частях Москвы и еще в трёх городах. Малейшее упущение в контроле и тут же начинается воровство на всех уровнях - от склада до автомата, которое приносит колоссальные убытки.
Кор.: Выражаясь другим языком, Вы попросту не справились? Или все же есть другие причины?
М.С.: Не буду отрицать, что полный контроль и четкое взаимодействие нам действительно так и не удалось наладить. Но есть и другие причины. Руководители посчитали, что можно инвестировать собственные средства в более надежные по доходности направления бизнеса.
Кор.: Когда взялись за вендинг, к Вам перешли многие специалисты в этой области из компаний, которые ранее работали под брендом VendLand, и даже домен сайта своего торгового дома Вы использовали с этим названием (www.vendland.ru). Но практически все они ушли в течение 2010 года. Почему так произошло?
М.С.: Да, это так. Не берусь судить в чем причина, но внутри нашей группы есть давно выработанные системы управления персоналом и работы с менеджерами. Хороша или плоха эта система – не мне определять. Но это выработано с годами. Многие, кто пришли к нам с вендингом, не согласились с такой системой управления сразу, некоторые в процессе работы. Люди сами вольны принимать решения где и с кем работать.
Кор.: Из бесед с другими участниками рынка я, например, услышал, что это и стало основной причиной того, что вендинг оказался для Вас сложным. Поэтому старых специалистов Вы удержать не смогли, а новых не воспитали и не нашли, т.к. рынок достаточно молодой и дефицит кадров в вендинге явно присутствует. Насколько эти суждения истинны?
М.С.: Я бы не стал так односторонне оценивать ситуацию. Конечно, кадры решают многое, но на каждый вложенный рубль надо что-то получать, иначе бизнес не получится. И в данном вопросе все же главной составляющей стала экономика.
Кор.: Но Вы же не будете отрицать, что Вы рассчитывали, используя VendLand как доменное имя, в том числе сохранить и увеличить свой сегмент потребителей, а получилось, что не только его не сохранили, но и растеряли.
М.С.: Давайте сначала о доменном имени. Мы взяли его в аренду у владельца – западной компании, потому что на сайте самый большой на сегодня потребительский трафик. Для того чтобы поднять до такого уровня новый сайт, нужен не один год. А так как проект все же был стартаповским, времени у нас на это не было. Вот если бы мы решили продолжать и надолго, то непременно запустили бы свой веб-сайт. Относительно же персонала, я уже сказал. Вообще считаю, что незаменимых людей нет.
Кор.: Все же склонен с Вами не согласиться. Имен в вендинге нашей страны не так много, чтобы так легко ими пренебрегать. Многие из тех, с кем Вы не смогли сработаться, очень авторитетные, и одно их присутствие сразу вызывает доверие и уважение к той компании, где они работают. Многие бизнесы мира держатся на именах.
М.С.: Без комментариев.
Кор.: Хорошо. А проект с модемами для передачи данных Вы себе оставили или тоже закрыли?
М.С.: Мониторинг торговых автоматов с использованием GSM-модемов вообще-то нашим никогда не был. Здесь мы выступали как заказчики. Поэтому затрат по данному направлению у нас не было, кроме модемов, которые мы установили на автоматы в своей сети.
Кор.: Какова судьба сети торговых автоматов и торгового дома, который занимался продажами оборудования?
М.С.: Торговая сеть была продана по частям действующим вендинговым операторам. А торговый дом просто перестал продавать.
Кор.: И с какого времени деятельность в вендинге MAKS-групп была прекращена?
М.С.: Официально с 1 марта этого года. Фактически с декабря 2010 года.
Кор.: Спасибо за откровенный разговор.
Беседу провёл и записал - Василий Панин