** 70% продаж в торговых автоматах по приготовлению горячих напитков составляют первые три кнопки + еще одна .
Опытные вендоры (для этого не обязательно работать в вендинге 10 лет) хорошо знают, что основной доход от продаж горячих напитков приносят им – кофе (экспрессо, американо, капучино) и какой либо шоколадный напиток (вкусно и питательно). Остальные напитки размываются. Каждого понемногу.
Давайте зададим себе вопрос. Дает ли нам это какую-то выгоду, или наоборот приносит убыток? Думаю, что многие уже делали расчеты и пытались разобраться в этом. Предлагаю еще раз посмотреть на данный факт с практической стороны.
Пример 1.
Я знаю очень много случаев, когда клиенты просят установить торговый автомат у них в офисе для своих сотрудников на безналичной основе, т.е. компания оплачивает выпитые напитки ежемесячно по выставленным счетам. При этом одним из условий они выдвигают ограничение в количестве выбора. Как правило это первые три кнопки о которых мы говорили выше.
Пример 2.
Для тех кто регулярно снимает статистику и ведет учет продаж, доходов и расходов, прибыль маржинальную и чистую, хорошо знают, что наши две золотые кнопки в лидерах с большим отрывов по всем показателям.
Кофе больше всех продается, имеет самую большую маржу и как следствие приносит самую большую прибыль. Bu
Пример 3.
Отдельно стоит отметить такой показатель, как оборачиваемость средств.
Для наглядности возьмем два противоположных по популярности напитка в торговых автоматах кофе и чай. В качестве оценки средние цифры по цене и по загрузке.
Если кому-то моя математика показалась сложной попробую объяснить несколько иначе.
Если вы завтра перестанете покупать гранулированный чай и засыпать его в автоматы, то на 100 автоматах вы сэкономите от 16 до 60 тыс. рублей, соответственно в сети больших размеров кратность увеличивается. Пустив эти деньги в оборот по продаже кофе, вы заработаете минимум 100 тыс. прибыли или дополнительный автомат к своей сети. И т.д в геометрической прогрессии.
Пример 4.
Если таким же образом подойти к расчетам прибыли и убытков других дополнительных ингредиентов таких как бульон и ароматических капучино, то потери прибыли и замороженных денег станут еще больше.
Пример 5.
Если из автомата из шести емкостей для ингредиентов (сахар не в счет) убрать две используемые под указанные выше ингредиенты, на которых наши вендоры теряют большие доходы, конструкция автомата, его блоков и схем управления значительно упрощается. Цена такого автомата должна быть ниже минимум на 30 %
И опять немного математики.
Сегодня европейский кофейный автомат стоит 4 тыс . евро. Стало быть все вендоры переплачивают 1200 евро. На покупке 100 новых автоматов вы теряете 33 дополнительно. А теперь математику по кофе перемножьте на потерянные 33 автомата.
33х20(чашек кофе)х24 (дня)х20 (рублей маржи)=316 тыс. недополученной прибыли.
Теперь сложите все приведенные примеры в сумму и посчитайте, сколько дополнительных доходов пролетело мимо вас.
Конечно, кто то сейчас скептически улыбнется и скажет, а где же маркетинг, бизнес преимущество, отличие от конкурентов.
Бросьте. Кризис научил всех считать свои деньги. Все ваше маркетинговое преимущество и отличие от конкурентов в вас самих, в вашем обаянии и в вашем качестве работы или на худой конец в деньгах, которые вы готовы заплатить за место установки.
Цена вендингового автомата, которая сегодня является выгодной для ведения бизнеса - 100 -140 тыс.. Такие цены присутствуют только на вторичном рынке, поэтому он сегодня так актуален. Русские умельцы научились из абсолютного металлолома восстанавливать полностью рабочий автомат. Когда то такие цены были и на европейские автоматы. Именно тогда они тоже были выгодны и пользовались спросом. Но не сегодня.
Кому интересно придумывать легенды о маркетинговом преимуществе и т.п.? Кому выгодно заставлять нас платить за функции которые не приносят нам прибыли, а наоборот создают дополнительные расходы?
Ответ прост.
Производителям автоматов и ингредиентов.
Удорожание автомата за счет добавления дополнительных емкостей для ингредиентов и увеличение корпуса автомата связанного с этим на 100 евро, выливается для покупателя в в тысячу евро. И конечно же эти емкости надо чем то заполнять. Вы вынуждены покупать дополнительные ингредиенты, обеспечивая прибыль дистрибьюторам и производителям, но как мы выяснили выше не себе.
И последний пример из параллельной продовольственной темы - молочной.
80% прибыль в этой отрасли приносят четыре основных продукта.
Все остальное изобилие которое мы наблюдаем на прилавках продовольственных магазинов можно назвать как угодно, маркетинг, мерчандайзинг т.д., но только не товары приносящий высокую доходность.
Итог.
Автоматы с большим выбором горячих напитков выгодны всем, кроме тех кто хочет на них строить свой бизнес. Сегодня вендинговый оператор переплачивает везде и замораживает часть своих средств, откладывая на неопределенный срок время своего благополучия, но тем самым обеспечивая благополучие производителям и продавцам таких автоматов и ингредиентов к ним.
P.S.
Портал «Вендинг в России» на протяжении последних трех месяцев проводил опрос относительно того, сколько напитков должно быть в автомате для коммерческого использования. Вы можете посмотреть результаты на главной странице сайта.
Для меня было большой неожиданностью, количество проголосовавших, т.к. обычно посетители не очень любят участвовать в интерактивных акциях. Результат же голосования меня напротив не удивил. 142 человека или 42% от всех голосов, проголосовали за наименьшее количество напитков. Если же к ним прибавить 29% (в сумме 71%), тех кто отдал свой голос за 8-12 напитков, то вывод только подтверждает все написанное мною выше.