Установку автоматов для продажи презервативов надо сделать обязательным условием работы ночных клубов в России, заявил представитель Минздрава. Как пишут «Известия», на уровне Минздрава сейчас обсуждают увеличение бюджетных расходов на лечение ВИЧ и СПИДа, а также на работу по профилактике болезни. Глава Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский заявил, что на лечение нужно выделить дополнительные 19 млрд рублей. По части пропаганды речь идет об обучении безопасному приему наркотиков и повышении доступности презервативов – прямом и косвенном госрегулировании цен.
Главный специалист российского Минздрава по СПИДу Алексей Мазус в разговоре с «Известиями» заявил, что выступает за введение налоговых льгот для российских производителей презервативов и повышение импортных пошлин. Он назвал существующую ценовую ситуацию на рынке сговором. В целом Мазус считает, что через 3–5 лет на Западе изобретут лекарство и вакцину от СПИДа и что лечение — это и есть лучшая профилактика, которая имеет эффективность 98%, согласно многочисленным научным исследованиям. Он указал, что эффективность защиты от ВИЧ с помощью презерватива и обрезания, согласно исследованиям, равнозначна (около 75%), и заявил, что нужно повышать и неценовую доступность продукта. По мнению представителя Минздрава, установку автоматов для продажи презервативов надо сделать обязательным условием работы ночных клубов. Это вам не обработка гибких эндоскопов
В пресс-службе Минэкономразвития отметили, что на сегодня импортная пошлина на презервативы составляет 0%, в 2015 году — 5%, однако возможность ее увеличения до 6,7% (уровень предусмотрен соглашением с ВТО) могут рассмотреть хоть сейчас — «если кто-то обратится с заявлением о ее повышении». В Минпромторге, где уже больше года пылится давно ожидаемый Росздравнадзором закон об обращении медицинских изделий, не смогли ответить на запрос.
Директор по развитию Армавирского завода резиновых изделий (АЗРИ) Алексей Иванов сказал «Известиям», что себестоимость пачки с тремя презервативами, как импортных, так и отечественных, не превышает 10 рублей, сюда же входят расходы на рекламу. По словам Иванова, аптеки продают продукцию АЗРИ по цене от 12 рублей за пачку, но компания занимает пару процентов российского рынка. Дело в системе дистрибуции всей продукции медназначения и засилье импорта — аптечные сети заключают с оптовиками пакетные эксклюзивные соглашения, и попасть на прилавки ритейлеров так же трудно, как российским шоколадным батончикам тягаться со сникерсом, вздохнул Иванов. Его компания лет пять назад выходила с вопросом о льготах на региональный уровень, но безрезультатно — теперь компания обратится в правительство. Завод устроило бы снижение НДС на медизделия с 10 до 5% и включение презервативов в перечень отечественных товаров, обязательных к госзакупкам.