В сентябре владельцы«Фермы братьев Чебурашкиных», которые одними из первых в России запустили сеть молокоматов, выиграли патентный спор за право использовать свою собственную фамилию в названии бренда молочных продуктов.
Начиная с 2011 г. владельцы фермы безуспешно боролись за право использовать собственную фамилию в названии своей же фирмы. Перебирали различные варианты:«Чебурашкин продукт»,«Ферма братьев Чебурашкиных» и проч. Однако Патентное ведомство упорно отклоняло их заявки.
Дело в том, что товарный знак«Чебурашка» по нескольким классам продуктов принадлежит Успенскому с 90-х гг. Писатель уже выигрывал патентные споры с производителями, пытавшимися использовать это слово. Но на этот раз в Роспатенте пришли к заключению, что«Ферма братьев Чебурашкиных» не ассоциируется с ушастым персонажем и «не использует его репутацию». Поэтому товарный знак будет зарегистрирован.
В начале своей деятельности фермеры зарабатывали на продажах сырого молока крупным переработчикам —«Вимм-билль-данну» и др. Но в 2010 г. компания начала терпеть убытки: конкуренция на рынке выросла, и заводы стали закупать молоко по убыточной цене в 10 руб. за литр.
Тогда Чебурашкины придумали торговать молоком через вендинговые аппараты. Идею привез из Италии Иван Соломаха, школьный приятель Владислава. Для этого проекта братья в доле с Соломахой создали компанию«Живой поток». Разработали дизайн молокоматов под брендом«А-молоко» с пластиковой коровой на крыше. Каждое утро в автомат загружается свежее молоко: покупатель наливает его в стерильную бутылку, которую выдает тот же автомат. В 2011 г. молокоматы устанавливали прямо на улицах — на железнодорожных станциях и в других людных местах. Позже они появились в супермаркетах и ТЦ.
Со временем ассортимент у Чебурашкиных расширился. Молокоматы переоборудовали так, что на витринах можно красиво разместить творог, кефир, сметану, йогурты разных вкусов. Приумножив богатство выбора, фермеры увеличили и выручку с каждого автомата с 200 000 до 360 000 руб. в месяц.
На долю вендинга приходится 10-15% оборота компании, хотя работающих молокоматов всего 35. Автоматы«А-молоко» прижились в основном в подмосковных городах — Лобне, Королеве, Дмитрове, Дубне. В Москве некоторые точки, например в ТЦ «Рио», пришлось закрыть. Причин несколько. Либо точки оказались неудачными, с низким трафиком, либо пострадали от борьбы, которую Москва ведет с ларьками, рассказывает Владислав.
Именно молокоматы помогли компании выстоять в трудные времена. Только на них в 2013 г. она заработала 100 млн руб.